Предназначение световозвращающих элементов

По статистике наезд на пешехода — один из самых распространенных видов дорожно-транспортных происшествий. Основная доля наездов со смертельным исходом приходится на темное время суток, когда водитель не в состоянии увидеть вышедших на проезжую часть людей. Световозвращающие элементы повышают видимость пешеходов на неосвещенной дороге и значительно снижают риск возникновения дорожно-транспортных происшествий с их участием.

При движении с ближним светом фар водитель автомобиля способен увидеть пешехода на дороге на расстоянии 25-50 метров. Если пешеход применяет световозвращатель, то это расстояние увеличивается до 150-200 метров. А при движении автомобиля с дальним светом фар дистанция, на которой пешеход становится виден, с применением световозвращателей увеличивается со 100 метров до 350 метров. Это даёт водителю 15-25 секунд для принятия решения.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2014 № 1197 с 1 июля 2015 года вступили в силу изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации (далее — Правила).

Согласно новой редакции Правил с 1 июля 2015 года, при переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

С необходимой информацией по светоотражателям можно ознакомиться на официальном сайте Управления ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве: http://www.gibdd.ru/mens/peshekhodam/reflector/

Основной задачей при обучении детей правилам движения на улице является воспитание внимания к уличному движению, самообладания и уравновешенности в момент опасности. Надо учить детей сдерживать свои импульсивные порывы, например желание, возможно скорее перебежать улицу.
Следует специально остановиться на необходимости учить ребенка умению смотреть, предвидеть опасность. Это умение должно быть доведено до автоматизма, выработано в твердый навык. Вообще, формирование у ребенка навыка предвидения опасности должно пронизывать все его общение с родителями. Особенно сложным для ребенка является предвидение скрытой опасности. «Уроки предвидения» скрытой опасности лучше всего проводить, находясь на тротуаре в зоне пешеходного перехода или остановки общественного транспорта. Неоднократно показывайте ребенку с тротуара или другого безопасного места следующие ситуации:

  • стоящий автобус или другое транспортное средство (спереди) и внезапно выезжающую из-за него встречную машину;
  • стоящий автобус или другое транспортное средство (сзади) и внезапно выезжающую из-за него встречную машину;
  • стоящее транспортное средство и внезапно выезжающую из-за него машину;
  • кусты, деревья, забор, другие мешающие обзору проезжей части предметы или сооружения и машину, выезжающую из-за них;
  • движущийся транспорт и автомобиль, обгоняющий первый и выезжающий из-за него;
  • движущийся транспорт и встречный автомобиль, обгоняющий первый и выезжающий из-за него.

Постепенно, ненавязчиво следует добиваться, чтобы сам вид предметов, мешающих свободному обзору проезжей части, воспринимался ребенком как сигнал опасности, как установка к повышенной осторожности.
Навык предвидения опасности тесно взаимосвязан с формированием у ребенка наблюдения.

Отсутствие этого навыка приводит ребенка к следующим типичным ошибкам:

  • начинает переходить проезжую часть, не остановившись и не осмотревшись;
  • двигаясь по тротуару в зоне выезда со двора или с территории предприятия, не замечает выезжающее транспортное средство;
  • на улицах с нерегулируемым движением, не осмотревшись выходить на проезжую часть перед приближающимся транспортом;
  • играя вблизи проезжей части и увлекшись игрой, выбегает на дорогу, предварительно не осмотрев ее;
  • в сумерках не замечает автомобиль темного цвета, не замечает подаваемых водителем сигналов поворота.

Формирование навыков и предвидения опасности у детей — длительный процесс и для этой цели необходимо использовать каждый выход с ребенком на улицу. Целесообразно использовать для этой цели путь с ребенком в школу и обратно, в магазин, поездку в гости и т.д. Весьма эффективны специальные выходы к перекрестку, чтобы «отработать» безопасное движение на сложном для перехода месте. Родители не должны жалеть сил и времени на обучения ребенка осторожности и внимательности на улице, находясь с ребенком на улице, не надо спешить. Переходить проезжую часть надо спокойно, размеренным шагом, иначе ребенок учится спешить там, где надо наблюдать. При этом надо учесть, что ребенок фиксирует не только правильные действия родителей. Он замечает, и единичные нарушения ими правил движения, будь это переход дороги на красный сигнал светофора или в неустановленном месте. Сделав это хоть раз с родителями, он тем более сделает это и без них, став старше и освободившись от родительской опеки.
Если подражая родителям, ребенок не будет считаться с сигналами светофора; переходить дорогу, где попало, то ни детский сад, ни школа его не переучат.

За 8 месяцев 2015 года на территории обслуживания ОБ ДПС ГИБДД УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве в 75 дорожно-транспортных происшествиях пострадало 80 детей.

Основное количество пострадавших в ДТП: дети пешеходы (38 из 80)

Пешеходы: 38

  • По собственной вине: 11
  • По вине водителя: 27 (12 — детей без сопровождения взрослых, 15 — детей в сопровождении взрослых)

Пассажиры: 35

  • Вина водителя а/м с ребенком: 17
  • Вина водителя а/м без ребенка: 18
  • Использовали СДУУ: 17
  • Использовали р/б: 11
  • Не использовали СДУУ: 7

Велосипедисты: 7

15 из 80 ДТП произошло в период с 19:00 до 07:00 час.