Участник рейтинга 500 лучших школ России 2017
Участник проекта "Инженерный класс в московской школе"
Участник Городского проекта «Школа Новых Технологий»
Рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников по итогам 2017 / 2018 учебного года
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Юго-Западный административный округ

Образовательный проект

Обучающимся, которые хотят развивать свои способности к инженерному труду, ГБОУ Школа № 1533 «ЛИТ» (ЛИТ) предлагает углубленное изучение спектра информационных технологий (ИТ). Приоритетные направления развития инженерных классов в ЛИТ — расширение возрастного диапазона освоения предпрофессиональных навыков (профильные курсы и студии дополнительного образования), стимулирование способностей детей к инженерному творчеству (начиная с 3–4 классов) и создание инновационных школьных образовательных программ инженерного направления совместно с ведущими ИТ-компаниями.

Основной целью деятельности ЛИТ в проекте «Инженерный класс в московской школе» мы считаем реализацию многоэтапных индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Для достижения цели необходимо обеспечение непрерывности процессов формирования у обучающихся системных знаний, устойчивых профессиональных навыков и этических норм работы в современных трудовых коллективах с применением широкого спектра ИТ-инструментов.

Среди ключевых задач, решение которых обеспечит достижение этой цели:

  • Освоение обучающимися в старшей школе познавательных и инженерных компетентностей, которые необходимы для достижения успеха в условиях перехода страны к социально-экономическому укладу, получившему название «цифровая экономика»;
  • Формирование комплекса умений и навыков применения обучающимися в старшей школе сложных мыслительных операций (алгоритмическое мышление) и системного восприятия окружающего мира;
  • Формирование навыка планирования собственной деятельности и программирования работы цифровых устройств, навыка точного и полного описания соответствующих действий, представления о способах анализа систем и навыка такого анализа;
  • Освоение в результате проектной деятельности искусства принятия решений, методов анализа инженерных компромиссов, методов и приемов совместной деятельности, инициативного стиля работы, проведения публичных выступлений с применением ИТ-инструментов;
  • Формирование метапредметного содержания образования, в контексте которого алгоритмическое мышление способствует повышению уровня математической подготовки обучающихся, а математическая культура становится необходимым условием для эффективного применения ИТ-компетентности;
  • Формирование в школьном детско-взрослом сообществе позитивного отношения к освоению в старшей школе таких направлений приобретения ИКТ-компетентности, как инженерный труд с интенсивным применением ИТ, решение задач обеспечения информационной безопасности и применение технологий профессионального взаимодействия в социальных сетях;
  • Распространение вариативных учебных модулей в комбинации с использованием Интернет-обучения, которое позволяет предоставить обучающимся в старшей школе равный доступ к качественному образованию, отвечающему их потребностям, возможностям и интересам;
  • Реализация модульного содержания проекта «Инженерные классы» по профильным специализациям ЛИТ («Программирование встраиваемых цифровых устройств», «3D-прототипирование», «Методы управления проектами в цифровой экономике»);
  • Освоение и применение метода «строительных лесов» в организации совместной творческой деятельности учителей и обучающихся 3–6 классов;
  • Интеграция процессов фиксации и анализа образовательных результатов урочной и проектной форм деятельности обучающихся 5–11 классов;
  • Проведение мастер-классов и круглых столов для учителей школ Москвы (в том числе с участием выпускников ЛИТ, работающих в исследовательских центрах и на предприятиях в сфере ИТ);
  • Применение видеоконференционных технологий в процессах подготовки и проведения ежегодной Открытой научно-практической конференции-конкурса обучающихся «Электронная Россия: выбор молодых», проводимой в рамках совместного проекта Департамента образования и Департамента информационных технологий города Москвы «Школа новых технологий (ШНТ)».

Официальная страница конференции ЭРВМ 2018

Нами накоплен обширный опыт устойчивого развития учебных программ школьного ИТ-образования в сотрудничестве с профессиональными объединениями предпринимателей, действующими в сфере ИТ, и ведущими профильными вузами Москвы.

Проектная деятельность помогает учащимся разобраться в спектре профессий, определяющих облик XXI века, когда решающее значение приобретает как профессиональная, так и социальная мобильность личности.

За время учебы каждый учащийся ЛИТ выполняет несколько проектов с применением информационных технологий, включая выпускной проект.

В 3–4 классах обучающиеся осваивают базовые понятия и приемы алгоритмизации процессов и технологии проектной работы.

В 5–8 классах ИТ-модули ориентированы на развитие оригинальности мышления, способности предлагать нестандартные постановки и подходы к решению творческих задач с опорой на применение инструментов и методов ИТ в различных предметных областях школьной образовательной программы. Особое внимание уделяется развитию навыков дедуктивного и индуктивного мышления.

В 9–11 классах профильная подготовка продолжается по таким предпрофессиональным направлениям, как технологии программирования, инженерный дизайн и методы управления проектами в цифровой экономике.

Интерфейс программы «Калькулятор для многочленов»

Выпускной проект А. А. Грузнова по направлению «Прикладное программирование», 2017

Выделение таких широких направлений позволяет постепенно формировать у обучающихся представление о содержании разнообразных инженерных направлений подготовки в высшей школе («Информационные технологии в дизайне», «Программная инженерия», «Компьютерная безопасность», «Бизнес-информатика», «Микросистемная техника» и ряд смежных направлений).

В составе материально-технической базы ЛИТ органично сочетаются образовательные потенциалы компьютерных классов и модульных инженерных лабораторий (робототехника, 3D дизайн и прототипирование, измерительная техника и т.п.). Модульная структура учебных программ профильных курсов, разработанных в ЛИТ, обеспечивает высокий уровень вариативности их применения в различных учебно-методических комплексах профильного обучения.

Наш опыт свидетельствует о том, что включение в учебный план профильного обучения модулей, ориентированных на освоение предпрофессиональных компетенций, повышает уровень мотивированности обучающихся. Проектная деятельность обучающихся в ИТ-насыщенной среде ЛИТ является единой методической основой при освоении как общеобразовательных, так и профильных курсов. Спектр возможностей самостоятельной целенаправленной деятельности для старшеклассников ЛИТ охватывает широкую проблематику решения инженерных задач.

Научно-методическая деятельность ЛИТ ориентирована на разработку модели непрерывного образования в звене «школа — вуз» для обеспечения кадровых потребностей инновационных направлений развития страны. Цели учебной и исследовательской деятельности обучающихся приобретают устойчивый характер, необходимый для личностного развития, накопления и обогащения приобретаемого ими опыта.

В июле 2018 года между ЛИТ, ООО ИК «Сибинтек» и РГУ (НИУ) нефти и газа им. И. М. Губкина заключено трехстороннее соглашения о сотрудничестве, в рамках которого начинает работать научный семинар для десятиклассников «Углеводороды: настоящее и будущее». Спикерами семинара выступают ведущие сотрудники компании «Сибинтек», преподаватели РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, МГУ им. М. В. Ломоносова.

Соглашение ориентировано на развитие в ЛИТ инженерной графики (трехмерное моделирование, прототипирование, инженерный дизайн, инфографика) и разработку учащимися комплексных проектов в области решения ИТ-задач нефтегазовой тематики.

Концепции предпрофессионального образования по направлениям:

Технологии
программирования
Компьютерная
графика